24 апреля в СГУ прошёл межвузовский методический семинар, посвящённый внедрению современных образовательных технологий в преподавание курса «Основы российской государственности». Мероприятие объединило преподавателей и исследователей из ведущих вузов Саратова.
Цель семинара – создание единой научно-методической платформы для обмена опытом, разработки и внедрения современных педагогических подходов, цифровых инструментов и интерактивных методов.
Семинар в «Точке кипения СГУ» начался с приветственного слова начальника Учебного управления СГУ С.В. Удалова. Сергей Валерьевич подчеркнул важность междисциплинарного подхода в образовании и акцентировал внимание на роль СГУ как региональной площадки по проведению мероприятий для преподавателей «Основ российской государственности».
Учёный секретарь СГУ В.Г. Семенова отметила важность укрепления межвузовского сотрудничества и актуальность создания региональной экспертной площадки для выработки методических решений в преподавании курса «Основы российской государственности», адаптированных к разным образовательным контекстам.
Модератором семинара выступил заведующий кафедрой методики обучения истории и обществознанию Д.С. Артамонов. Он определил основные направления работы семинара, обозначив их как поиск оптимальных образовательных технологий в реализации учебного курса «Основы российской государственности».
В своём выступлении заведующий кафедрой теоретической и социальной философии С.А. Данилов раскрыл ключевые сложности преподавания курса: от недостатка методических материалов до необходимости адаптации содержания под разные аудитории. Он выделил основные задачи дисциплины, особо отметив её пропедевтическую функцию, а также подчеркнул особую роль личности преподавателя в реализации данного курса.
Е.А. Антипова, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные науки» Вавиловского университета, представила сравнительный анализ цивилизационного и стадиального подходов. На примерах из практики она показала, как эти методы помогают студентам анализировать этапы становления российской государственности в глобальном контексте.
Преподаватели кафедры «История и философия» СГТУ Н.В. Довгаленко и М.А. Ромащенко рассказали о специфике работы со студентами инженерных направлений. Они продемонстрировали, как использование кейсов из истории российской науки и техники повышает вовлечённость аудитории.
Доклад Е.П. Спиридоновой (СГМУ имени В. И. Разумовского) был посвящён интеграции курса «Основы российской государственности» в программу медицинского вуза. Евгения Павловна отметила важность формирования единого категориального аппарата, связи исторических примеров с биоэтикой и профессиональными ценностями будущих врачей.
И.В. Суслов (СГЮА) поделился опытом преподавания «философского» блока курса «Основы российской государственности» в части раздела «российское мировоззрение». Иван Владимирович предложил методики анализа правовых и философских текстов для формирования у студентов системного понимания национальной идентичности.
А.Д. Аукштыкальните (СГМУ имени В. И. Разумовского) поделилась опытом проведения иммерсивных ролевых игр, где студенты моделируют различные политические и социальные ситуации. По словам Анны Дмитриевны, такой формат развивает критическое мышление и эмоциональную вовлечённость.
Завершающий доклад представил Д.С. Артамонов. Исследователь рассмотрел компьютерные игры как инструмент обучения, показав их потенциал в преподавании курса «Основы российской государственности».
Участники семинара отметили, что обмен опытом между вузами разных профилей открывает новые возможности для адаптации курса «Основы российской государственности».
Особый интерес вызвали интерактивные форматы: игры, кейсы и междисциплинарные проекты. Организаторы выразили надежду, что семинар станет постоянно действующей площадкой для обсуждения инноваций в гуманитарном образовании и преподавании дисциплины «Основы российской государственности».
Работа семинара является продолжением цикла мероприятий, запланированных в университете в 2025 году и объединённых задачей разработки комплекса предложений по актуализации курса «Основы российской государственности».
Встречи организуются по федеральному проекту «Мы вместе» национального проекта «Молодёжь и дети».