Направления деятельности
Учебная работа
Обеспечивается подготовка по направлениям подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». Продолжается разработка методического обеспечения преподаваемых дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».
Обеспечивается своевременное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Кафедра социальной психологии образования и развития является выпускающей кафедрой по трем уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.
Бакалавриат
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования и социальной сферы».
Магистратура
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Диагностика и коррекция психического развития».
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое онлайн-консультирование».
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования и социальных взаимодействий».
Аспирантура
Студенты принимают участие в научных исследованиях, выступают на конференциях различного уровня, публикуют научные статьи в сборниках, рецензируемых журналах и других изданиях.
Руководство и сотрудники
- Шамионов Раиль Мунирович
- Арендачук Ирина Васильевна
- Акаемова Юлия Александровна
- Белых Татьяна Викторовна
- Бочарова Елена Евгеньевна
- Вагапова Альфия Равилевна
- Голованова Анна Анатольевна
- Кленова Милена Александровна
- Созонник Алексей Владимирович
- Усова Наталия Владимировна
- Фадеева Татьяна Юрьевна
- Заграничный Антон Игоревич
- Маркова Анастасия Александровна
История
Кафедра социальной психологии образования и развития – одна из старейших кафедр факультета Психолого-педагогического и специального образования. Несмотря на дату ее формального образования – 2013 год, под разными названиями, в разных качествах она существовала с 1940-х годов.
Сотрудники кафедры продолжают развивать идеи основателя Саратовской психологической школы доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова (1905-1985), внесшего значительный вклад в развитие отечественной науки.
Заведует кафедрой доктор психологических наук, профессор Шамионов Раиль Мунирович
На протяжении ряда лет по приглашению кафедры на факультете прочитали серию лекций крупные теоретики психологии – представители ведущих научных школ Института психологии РАН и Психологического института РАО: д.пс.н., профессора Знаков Виктор Владимирович, Панов Виктор Иванович, Сухарев Александр Владимирович, Толочек Владимир Алексеевич, а также других научных центров: Леонов Николай Ильич (УдГУ), Калюжный Анатолий Афанасьевич (АГУ, Казахстан), Янчук Владимир Александрович (БГУ, Беларусь).
Кафедра является выпускающей по направлению Психолого-педагогическое образование профиль бакалавриата «Психология образования и социальной сферы».
На кафедре действует магистратура по профилям «Онлайн консультирование» (рук. профессор Т.В. Белых), «Психология образования и социальных взаимодействий» и «Диагностика и коррекция психического развития» (рук. профессор Р.М. Шамионов), в которой обучаются преимущественно выпускники бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование» СГУ и других вузов России.
Студенты кафедры принимают участие в научных исследованиях, выступают на различного уровня конференциях, публикуют (совместно с преподавателями кафедры и самостоятельно) статьи в профильных изданиях. Неоднократно также студенты принимали участие и занимали призовые места во всероссийских студенческих олимпиадах по психологической проблематике в гг. Волгоград, Казань, Москва и др.
Выпускники факультета находят применение своим знаниям и практическим навыкам во многих регионах страны и в различных областях: психологической службы образования и медицинских учреждений, МЧС, социально-реабилитационных служб, частных психологических центров и т.д.
Основная направленность кафедры – подготовка будущих психологов к практической деятельности на основе компетентностной модели и стандартов профессиональной деятельности психолога в различных сферах – образования, социальной сферы, сферы семейной терапии, профессионального становления личности.
На протяжении ряда лет на кафедре активно проводится научная работа по ряду направлений, инициированных заведующим кафедрой д.пс.н., профессором Р. М. Шамионовым. Это разработка методологического подхода к изучению социально-психологических явлений (системно-диахронический подход), изучение проблем психологии субъективного благополучия, социальной активности молодежи, дискриминационных установок, а также академической адаптации лиц с ОВЗ. В настоящее время на кафедре сложилось несколько направлений научной работы: исследования проблем социализации личности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, И.Е. Гарбер, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева); психологии субъекта в образовательном пространстве (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, А.А.Голованова, Т.Ю. Фадеева); субъективного благополучия личности в этнопсихологическом ракурсе (Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова); социальной активности молодежи (Р.М. Шамионов, И.В.Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, М.А. Кленова, Н.В.Усова); психологии рисков в образовательных системах (Р.М. Шамионов, И. В. Арендачук, А. А. Голованова); формирования социальных представлений и их роли в регуляции социального поведения личности и группы (Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, Т.Ю. Фадеева); психолого-педагогического сопровождения личности в разных условиях и на разных этапах образования (Т.В.Белых, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, Т.Л. Больбот, А.Р. Вагапова, А.А. Голованова, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева), академической адаптации личности на разных уровнях образования (Р.М.Шамионов, А.В.Созонник), проблемы психологии интегральной индивидуальности (Т.В.Белых), когнитивной психологии образования (Т.В.Белых).
Под патронажем кафедры психологии образования и при активном участии ее сотрудников с 2008 года организован выпуск научного журнала «Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, серия Психология. Педагогика». С 2012 г. журнал реорганизован в научное издание «Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития». Главным редактором серии является д.пс.н., профессор Р.М. Шамионов, ответственным секретарем – доцент Е.Е. Бочарова.
Результаты научных исследований преподавателей кафедры представлены на страницах ведущих журналов из перечня, рекомендованных ВАК; Web of Science, Scopus; РИНЦ; на обсуждение участникам зарубежных (Китай; Турция; Франция; ЮАР; Испания; США; Германия; Польша; Казахстан и др.), международных и всероссийских конференций. Опубликованы монографии, научно-методические пособия. Средний Индекс Хирша сотрудников кафедры (2023) – 14.
Р.М. Шамионов, И.Е. Грабер, Е.Е. Бочарова являются членами международной ассоциации кросс-культурной психологии (International Association Cross-Cultural Psychology, IACCP is affiliated with the International Union of Psychological Science (IUPsyS)