Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра социальной психологии образования и развития
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Шамионов Раиль Мунирович
Заведующий
Шамионов
Раиль
Мунирович

Направления деятельности

Учебная работа

Обеспечивается подготовка по направлениям подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».    Продолжается разработка методического обеспечения преподаваемых дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Обеспечивается своевременное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Кафедра социальной психологии образования и развития является выпускающей кафедрой по трем уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Бакалавриат

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования и социальной сферы».

Магистратура

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Диагностика и коррекция психического развития».

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое онлайн-консультирование».

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования и социальных взаимодействий».

Аспирантура

 

Студенты принимают участие в научных исследованиях, выступают на конференциях различного уровня, публикуют научные статьи в сборниках, рецензируемых журналах и других изданиях. 

История

Кафедра социальной психологии образования и развития – одна из старейших кафедр факультета Психолого-педагогического и специального образования. Несмотря на дату ее формального образования – 2013 год, под разными названиями, в разных качествах она существовала с 1940-х годов. 

Сотрудники кафедры продолжают развивать идеи основателя Саратовской психологической школы доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова (1905-1985), внесшего значительный вклад в развитие отечественной науки.

Заведует кафедрой доктор психологических наук, профессор Шамионов Раиль Мунирович
 

Сотрудниками кафедры являются доктора психологических наук, профессора Белых Татьяна Викторовна, Гарбер Илья Евгеньевич, кандидаты психологических наук, доценты Арендачук Ирина Васильевна, Бочарова Елена Евгеньевна, Голованова Анна Анатольевна, Созонник Алексей Владимирович, Кленова Милена Александровна, Усова Наталья Владимировна, Заграничный Антон Игоревич, кандидаты педагогических наук, доценты Акаемова Юлия Александровна, Фадеева Татьяна Юрьевна, ассистенты Назаров Богдан Дмитриевич, Горбачева Виктория Юрьевна, ведущий документовед Маркова Анастасия Александровна.

На протяжении ряда лет по приглашению кафедры на факультете прочитали серию лекций крупные теоретики психологии – представители ведущих научных школ Института психологии РАН и Психологического института РАО: д.пс.н., профессора Знаков Виктор Владимирович, Панов Виктор Иванович, Сухарев Александр Владимирович, Толочек Владимир Алексеевич, а также других научных центров: Леонов Николай Ильич (УдГУ), Калюжный Анатолий Афанасьевич (АГУ, Казахстан), Янчук Владимир Александрович (БГУ, Беларусь).

Кафедра является выпускающей по направлению Психолого-педагогическое образование профиль бакалавриата «Психология образования и социальной сферы».

На кафедре действует магистратура по профилям «Онлайн консультирование» (рук. профессор Т.В. Белых), «Психология образования и социальных взаимодействий» и «Диагностика и коррекция психического развития» (рук. профессор Р.М. Шамионов), в которой обучаются преимущественно выпускники бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование» СГУ и других вузов России.

Студенты кафедры принимают участие в научных исследованиях, выступают на различного уровня конференциях, публикуют (совместно с преподавателями кафедры и самостоятельно) статьи в профильных изданиях. Неоднократно также студенты принимали участие и занимали призовые места во всероссийских студенческих олимпиадах по психологической проблематике в гг. Волгоград, Казань, Москва и др.

Выпускники факультета находят применение своим знаниям и практическим навыкам во многих регионах страны и в различных областях: психологической службы образования и медицинских учреждений, МЧС, социально-реабилитационных служб, частных психологических центров и т.д.

Основная направленность кафедры – подготовка будущих психологов к практической деятельности на основе компетентностной модели и стандартов профессиональной деятельности психолога в различных сферах – образования, социальной сферы, сферы семейной терапии, профессионального становления личности.

На протяжении ряда лет на кафедре активно проводится научная работа по ряду направлений, инициированных заведующим кафедрой д.пс.н., профессором Р. М. Шамионовым. Это разработка методологического подхода к изучению социально-психологических явлений (системно-диахронический подход), изучение проблем психологии субъективного благополучия, социальной активности молодежи, дискриминационных установок, а также академической адаптации лиц с ОВЗ. В настоящее время на кафедре сложилось несколько направлений научной работы: исследования проблем социализации личности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, И.Е. Гарбер, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева); психологии субъекта в образовательном пространстве (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, А.А.Голованова, Т.Ю. Фадеева); субъективного благополучия  личности в этнопсихологическом ракурсе (Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова); социальной активности молодежи (Р.М. Шамионов, И.В.Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, М.А. Кленова, Н.В.Усова); психологии рисков в образовательных системах (Р.М. Шамионов, И. В. Арендачук, А. А. Голованова); формирования социальных представлений и их роли в регуляции социального поведения личности и группы (Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, Т.Ю. Фадеева); психолого-педагогического сопровождения личности  в разных условиях и на разных этапах образования (Т.В.Белых, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, Т.Л. Больбот, А.Р. Вагапова, А.А. Голованова, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева), академической адаптации личности на разных уровнях образования (Р.М.Шамионов, А.В.Созонник), проблемы психологии интегральной индивидуальности (Т.В.Белых), когнитивной психологии образования (Т.В.Белых).

Под патронажем кафедры психологии образования и при активном участии ее сотрудников с 2008 года организован  выпуск научного журнала «Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, серия Психология. Педагогика». С 2012 г. журнал  реорганизован в научное издание  «Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития». Главным редактором серии является д.пс.н., профессор Р.М. Шамионов, ответственным секретарем – доцент Е.Е. Бочарова.

Результаты научных исследований  преподавателей кафедры   представлены на страницах ведущих журналов из перечня, рекомендованных ВАК;  Web of Science, Scopus; РИНЦ; на обсуждение участникам зарубежных (Китай; Турция; Франция; ЮАР; Испания; США; Германия; Польша; Казахстан и др.), международных и всероссийских конференций.  Опубликованы монографии, научно-методические пособия. Средний Индекс Хирша сотрудников кафедры (2023)  – 14.

Р.М. Шамионов, И.Е. Грабер, Е.Е. Бочарова являются  членами  международной ассоциации кросс-культурной психологии (International Association Cross-Cultural Psychology, IACCP is affiliated with the International Union of Psychological Science (IUPsyS)

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Публикации

Монографии:

Белых Т.В. Интегральная индивидуальность субъекта интернет-опосредованного общения: монография. М.: Изд-во «Перо», 2023. - 182с.

Шамионов Р.М., Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В.  — М.: Перо, 2023. — 160 с. – 1,9 Мб.

Сборники научных трудов:

Страховские Чтения: сборник научных трудов / редакционная коллегия: Р. М. Шамионов (главный редактор) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2023. – Вып. 31. – 292с.

Журнал Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2023 вып. 2 – 4. (главный редактор серии – Р.М.Шамионов, ответств. секретарь – Е.Е. Бочарова).

Журнал Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2024, вып. 1. (главный редактор серии – Р.М.Шамионов, ответств. секретарь – Е.Е. Бочарова).

Учебники и учебные пособия:

Белых Т.В. Интегральная индивидуальность субъекта интернет-опосредованного общения: монография. М.: Изд-во «Перо», 2023. - 182с. ISBN 978-5-00244-047-4

Фадеева Т.Ю. Теория обучения и воспитания. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. –Москва: Издательство «Перо», 2023. – (82 с.) 0,848 Мб. 2023. 82 с. ISBN 978-5-00244-037-5

Статьи:

Шамионов Р. М., Суздальцев Н. В., Бочарова Е. Е., Акаемова Ю. А. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 1. С. 38–50. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.103

Шамионов Р.М. Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 7–23. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-7-23

Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grinina E.S., Sozonnik A.V., Bolshakova A.S. Subjective Assessments of the Pandemic Situation and Academic Adaptation of University Students // OBM Neurobiology, 2023, vol. 7(1). doi:10.21926/obm.neurobiol.2301150

Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В., Суздальцев Н.В. Роль установок на авторитаризм и социальное доверие в проявлениях гражданской и онлайн-активности // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 2. С. 101–120. DOI: 10.17759/exppsy.2023160207

Runnova, A., Suetenkova, D., Shamionov, R. et al. Perception of monotonic load: different types of microsleep tolerance. Eur. Phys. J. Spec. Top. (2023). https://doi.org/10.1140/epjs/s11734-023-01065-3 (ScopusIF=2,8)

Шейнов В.П., Белых Т.В., Низовских Н.А., Девицын А.С. Личностные корреляты зависимости от социальных сетей белорусских и российских мужчин и женщин // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. С. 132–149. DOI: 10.17759/sps.2023140108

Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В., Суздальцев Н.В.,Акаемова Ю.А. Роль установок на авторитаризм и социальное доверие в проявлениях гражданской и онлайн-активности // Экспериментальная психология. 2023. Т.16. № 2. С. 101–120. DOI: 10.17759/exppsy.2023160207

Арендачук И. В. Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48).С. 348–356. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-348-356, EDN: JNIVOE

Белых Т. В. Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 227–235. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-227-235, EDN: LBHSOE

Белых Т. В. Типы субъектной  самореализации  личности в условиях  цифрового взаимодействия // Человеческий капитал. 2023. № 10(178) С.153-159. DOI: 10.25629/HC.2023.10.14

Вагапова А. Р., Кленова М. А. Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 87–92. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-87-92, EDN: YCODTL

Голованова А. А. Памяти Владимира Ивановича Страхова: к 90-летию со дня рождения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 84–86. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-84-86, EDN: YFOHKZ

Созонник А. В. Академическая адаптация студентов с ограниченными возможностями психологического здоровья: теоретический анализ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 147–163. https://doi.org/10.23951/2307- 6127-2023-2-147-163

Фирсова Т. Г., Шамионов Р. М., Александрова Е. А., Селиванова Ю. В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48). С. 288–304. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-288-304, EDN: SYYWDZ

Фирсова Т. Г., Шамионов Р. М. Современный подростковый фольклор как отражение поведенческой составляющей субкультуры современных подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 6. – С. 22–31. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.02

Shamionov R. M. Subjective well-being in its relation to various forms of activity of the student youth. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 1 (45), рр. 34–39 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12- 1-34-39, EDN: TZUICS

Созонник А.В.   Роль копинг-стратегий в академической адаптации студентов / А.В. Созонник // «Страховские чтения — 2023. Педагогическая деятельность: психологические, психолого-педагогические и социально-психологические характеристики».   нет данных, нет сборника

Фадеева Т.Ю., Уразбахтина А.Р. Ценностные основания доверия с себе и другим // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, А.А. Голованова [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2023. – Вып. ..... – ... с. ( ...) С. ....... (Online) – Текст : электронный. – Режим доступа: Продолжающиеся издания СГУ на сайте www.sgu.ru.

Арендачук И.В. Творческое наследие Р. Х. Тугушева в контексте современного психологического познания // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «VII Московские встречи» 01 июня–03 июня 2021 г. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Ю.В. Ковалева, Ю.Н. Олейник. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. 887 с. С. 389-397.

Белых Т.В. Зависимость от социальных сетей как фактор формирования деструктивной субъектности личности //Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва / Отв. ред. Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова, А. В. Махнач, Г. А. Виленская, Н. Н. Казымова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. – 1636 с. (с.1353-1357).

Белых Т.В. Психологические условия профилактики дезадаптивной подчиняемости личности // «Zamonaviy ijtimoiy psixologiya: an’analar va istiqbollar» mavzuidagi I-xalqaro ilmiy-amaliy anjumani materiallari (1-qism). Jizzax, 2023. – 446 bet. С.13-15. Материалы I - Международной научно-практической конференции «Современная социальная психология: традиции и перспективы» Джизакский государственный педагогический университет (Узбекистан) (19-20 май 2023г).

Голованова А.А., Голубева Н.М. Ирина Стрелкова: к вопросу становления позитивной психологии в Саратове // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее. Материалы международной конференции по истории психологии психологии «VII Московские встречи» 01 июня–03 июня 2021 г. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Ю.В. Ковалева, Ю.Н. Олейник. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. 887 с. С. 155-160.

Шамионов Р.М. Вклад И. В. Страхова в разработку проблем социальной психологии образования // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «VII Московские встречи», 01 июня–03 июня 2021 г. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Ю. В. Ковалева, Ю. Н. Олейник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. – 887 с С.590-597. doi: 10.38098/conf_22_0462

Шамионов Р.М. Аффективные факторы дискриминационных установок // Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей. М.: ИП РАН, 2023. С. 667-671.

Конференции

Международная научная конференция «Страховские чтения»

Данная конференция является продолжением ставших уже традиционными ежегодных конференций, посвященных трудам И. В. Страхова и его последователей.

Цель конференции — осмысление роли социокультурных истоков и научного содержания саратовской психологической школы И. В. Страхова в современном проблемном поле психологии, социологии, педагогики, философии.

Задачи конференции:

  • выявление ретроспективы и перспективы развития саратовской психологической школы;
  • популяризация научного наследия основателя саратовской психологической школы;
  • вовлечение новых поколений исследователей в разработку научной проблематики, связанной с направлениями деятельности и научными интересами И. В. и В. И. Страховых.

Направления работы:  междисциплинарные проблемы психологии образования; субъект и личность в проблемном поле психологии; образовательная среда и психолого-педагогические условия развития субъектов образования; социализация и психологическая адаптация личности; субъективное благополучие личности; психология литературного творчества; психология здоровья и феномен психологического здоровья; психолого-методические вопросы спорта и физической культуры; психолого-педагогические основы моделирования урока в современной школе; вопросы педагогического такта в свете профессионального стандарта учителя.